Nearly Universal Principles of Projects

NUP3: всегда будь проактивен

Мы склонны быть реактивными, а не проактивными. Это может помочь нам сохранить нашу энергию при решении второстепенных задач, или может дать нам лучшие результаты, когда мы имеем дело с чем-то, в чем мы совершенно некомпетентны. Эти ситуации отличаются от наших проектов, и здесь мы можем добиться лучших результатов, проявив инициативу.

Пример: планирование

Если вы решили куда-то поехать и уже опаздываете, можно выехать сразу, чтобы «сэкономить время», а возможные проблемы решать по мере их появления. Проактивный подход состоит в том, чтобы потратить некоторое время и сначала построить самый быстрый маршрут, учитывающий пробки, вероятные аварии и перекрытия, а только затем ехать; это займёт время, но в итоге вы его сэкономите, избежав проблем.

В противоположность тому, что некоторые люди думают об Agile проектах, планирование необходимо всегда, и оно зависит только от типа и уровня детализации. Планирование перед выполнением является проактивным подходом.

Запомните выражение: дайте мне шесть часов, чтобы срубить дерево, и первые четыре часа я буду точить топор.

Если это предиктивный проект, вы можете потратить 4 часа на заточку своего топора, потому что вы уверены, что собираетесь срубить дерево. В Agile проекте вы не уверены, собираетесь ли вы рубить дерево, собирать сломанные ветви, стричь газон, добывать уголь или делать что-то еще. Тем не менее, вам все равно нужно подготовиться к этим работам в целом (узнать, где ближайший магазин инструментов) и подготовиться к конкретным работам (заточить топор), когда вы выберите конкретное решение - это тоже планирование.

Пример: планирование планирования

Планирование того, как мы собираемся выполнить проект, является проактивным подходом. Такая проактивность может быть даже расширена путем планирования того, как мы будем планировать выполнение. Это план управления проектом из Руководства PMBOK®, стратегия управления PRINCE2® и подходы в DSDM®.

Пример: непрерывное планирование

Реальность редко соответствует тому, что мы запланировали, и это нормально, но мы должны постоянно адаптировать наши планы, чтобы они оставались реалистичными и практичными. Мы должны делать это сразу, как только требуется корректировка, а не когда мы уже столкнулись с проблемами. Это проактивный подход.

Пример: управление рисками

Вся концепция управления рисками основана на проактивности: сталкиваясь с неопределенностью, мы не ждем, что произойдет, чтобы затем отреагировать, а заранее думаем о возможностях и последствиях, рассматриваем меры реагирования и, вероятно, что-то предпринимаем до того, как риск реализуется.

Помните, что то, что мы делаем в проектах, серьезно, иногда это затрагивает чьи-то жизни.

Пример: определение ролей и обязанностей

Вы можете оставить членов проектной команды работать без четких ролей и обязанностей, и рано или поздно появится форма ролей и обязанностей, но это будет слишком дорого и, в конце концов, может не сработать. Проактивный подход состоит в том, чтобы определить роли и обязанности на ранней стадии и адаптировать их по мере необходимости. Это облегчит работу для всех, и поможет сосредоточиться на создании продукта, вместо того, чтобы решать, кто чем занимается.

Количество и разнообразие ролей зависят от типа и размера проекта; их набор может быть строго определен, как, например, в Scrum, умеренно, например, в P3.express, или всеобъемлюще, как в DSDM® и PRINCE2®. Однако не забывайте, что описания ролей в этих методах касаются только управленческих аспектов, – вам всегда нужно добавлять описания ролей и для техническимих аспектамиов.

Пример: доступные варианты

Стоит ли преждевременно закрыть проект или продолжить?

Очень редко у нас действительно есть только два варианта, даже если вопрос подразумевает это. Вам нужно проявлять проактивный подход и обдумать все варианты, прежде чем принимать решение. Может быть, вы можете изменить содержание проекта; возможно, вы можете приостановить его, пока что-то еще не станет ясным; или, может быть, вы можете изменить подход к проекту (например, отдать его на аутсорсинг) и т. д.

Пример: критическое мышление

У всех нас много предубеждений, которые, с одной стороны, помогают нам выживать, а с другой – приводят к некачественным решениям. Принимая важные решения по проекту, лучше всего взять паузу и рассмотреть все предубеждения, которые могут повлиять на наше решение, прежде чем они вызовут проблемы.

В качестве ссылки вы можете использовать список когнитивных искажений, приведенный в Википедии: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases

Существуют даже специальные фреймворки, которые вы можете использовать для получения качественных решений. Поначалу их использование может отвлекать и даже раздражать, но вскоре вы привыкаете к ним и получаете преимущество от их применения без особых сознательных усилий.

Пример: прозрачность

Нам не нравится срывать сроки или сталкиваться с другими проблемами, но это не значит, что их нужно скрывать. Вы должны сохранять прозрачность и открыто сообщать о проблемах стейкхолдерам, потому что некоторые из них могут вам помочь, и, кроме того, рано или поздно они в любом случае узнают о проблемах и их последствиях, а от некоторых из них могут потребоваться скорейшие действия (например, принять негативные последствия).

Пример: общаться эффективно

Бывает, что вы отправляете отчеты и не получаете обратной связи. Вы можете подумать, что все в порядке только потому, что отрицательных отзывов нет, хотя это может быть и не так. Вы должны быть проактивны и проверять, ознакомились ли они с отчетом и послужил ли он своей цели, и использовать эту информацию для совершенствования коммуникаций; в противном случае, эта скрытая проблема может вызвать серьезные проблемы позже, когда её будет слишком трудно исправить.

Пример: берите на себя ответственность

Легко обвинять других в плохих результатах. Например, вы хотите, чтобы ваша организация предоставила вам карт-бланш, и чтобы вы сделали проект идеально, но они этого не делают, и в результате проект терпит неудачу. Это не проактивный подход.

Проактивный подход заключается в том, чтобы взять на себя ответственность и делать все возможное в рамках существующих ограничений. Не стоит ожидать, что организация полностью вам доверяет и даст зеленый свет в надежде на лучшие результаты, особенно если они уже видели неудачные проекты. Сделайте одно небольшое улучшение в рамках существующих ограничений и используйте это, чтобы завоевать доверие, получить немного больше ресурсов и терпения, а затем используйте это для чуть большего улучшения и так до тех пор, пока не достигнете своей цели.

discussion icon NUPP – открытый источник, публикуется бесплатно под лицензией Creative Commons

discussion icon Поделитесь Вашим мнением или задайте вопрос в этой LinkedIn группе.

discussion icon Написано: Nader K. Rad

discussion icon Переведено: Dmitry Ilienkov, Valeriya Ilenkova, Alexey Sokol

discussion icon The one-page version of NUPP, suitable for print or for making PDF files.

Nearly Universal Principles of Projects

Always be proactive

There’s a natural tendency in us to be reactive. It can help us preserve our energy dealing unimportant matters, or it may give us better results when we are dealing with something in which we’re completely incompetent. Those situations are different from our projects, and here we can get better results by being proactive.

Example: Planning

If you want to drive to a new location and you’re late, you can start driving immediately to “save time”, and deal with possible problems when they arise. The proactive approach is to take some time at the start and set your navigation system to give you the fastest route based on the traffic and possible accidents and blockages and then drive; that’s spending time before executing, to avoid problems later on and thus save time in the end.

In contrast to what some people think of Agile projects, planning is always necessary, and it’s only about the type and level of details in plans. Planning before executing is a proactive approach.

Remember the quote: give me six hours to chop down a tree and I will spend the first four sharpening the ax.

If it’s a predictive project, you may spend 4 hours sharpening your ax, because you’re sure that you’re going to chop down a tree. In an Agile project, you’re not sure if you’re going to chop down a tree, gather broken branches, harvest turf, mine coal, or something else. Nevertheless, you still need to have a general preparation for all of those (know where the nearest hardware store is), and have a specific preparation (sharpening) when you’re going to focus on a certain solution; that’s planning.

Example: Planning the planning

Planning the way we’re going to execute the project is a proactive approach. This proactivity can even be extended by planning the way we’re going to plan the execution; that’s the management plan concept of the PMBOK® Guide, management strategies of PRINCE2®, and approaches in DSDM®.

Example: Continuous planning

Reality rarely matches what we have planned, and that’s OK – but, we have to continuously adapt our plans to make sure they stay realistic and practical. We should do it as soon as adaptation is needed, and not when we run into problems. That’s a proactive approach.

Example: Risk management

The whole concept of risk management is based on proactivity: when facing uncertain events, instead of waiting to see what happens and then reacting to them, we think about possibilities and impacts, consider responses, and probably do something about it before it happens.

Note that what we do in projects is serious; it’s sometimes about people’s lives.

Example: Define roles and responsibilities

You can leave the project team members to work without clear roles and responsibilities, and sooner or later a form of roles and responsibilities will emerge, but it’s too expensive and may not work well after all. The proactive approach is to define them early and adapt them as needed. This makes working easier for everyone, and they can focus on producing something, instead of deciding who does what.

The number and variety of roles depend on the type and size of the project; it can be a simple definition such as the one in Scrum, something moderate such as that in P3.express, or something comprehensive like the ones in DSDM® and PRINCE2®. However, don’t forget that the role descriptions in these methods are only about management activities, and that you always need to add role descriptions for technical aspects as well.

Example: Available choices

Should you close the project prematurely or continue with it?

There are rarely only two choices, even if the question implies that. You need to have a proactive approach and consider all your choices before making a decision. Maybe you can rescope the project; maybe you can pause it until something else becomes clear; or maybe you can change the project approach (e.g., outsourcing), etc.

Example: Critical thinking

We all have many biases that help us survive on one hand, and fool us into making bad decisions on the other. When it comes to making important decisions about the project, it’s best to pause for a while and consider all biases that can impact our decision before they cause problems.

As a reference, you can use the list of cognitive biases given in Wikipedia: https://en.wikipedia.org/wiki/List_of_cognitive_biases

There are even decision-making frameworks that you can use to make better decisions. At first, it may be distracting and even annoying to use them, but soon you get used to them and gain advantage from them without much conscious effort.

Example: Transparency

We don’t like being late in the project or having any other kind of problem, but it doesn’t mean that we should hide it. You should be transparent and let the stakeholders know, because some of them may be able to help you, and furthermore, they will know about the problems and their consequences sooner or later, and some of them may require early actions from their side (e.g., to accept the negative consequence).

Example: Communicate effectively

There may be many cases in which you send reports to stakeholders and they don’t give you any feedback. You may believe that everything is fine just because there is no negative feedback, although it may not be so. You have to be proactive and check to see whether they’ve really used the report and whether it has served the purpose, and use the input to adjust your method of communication; otherwise, this hidden issue may cause serious problems later, when it’s too difficult to fix.

Example: Take responsibility

It’s easy to blame others for poor results. For example, you may want your organization to give you full authority to change everything in the project and do it perfectly, but they don’t, and as a result, the project fails. This is not a proactive approach.

The proactive approach is to take responsibility and do everything you can within the constraints. You cannot expect the organization to fully trust you and give you everything in the hope of getting good results, especially when they have seen so many failed projects. What you have to do is to make one small improvement within the constraints that are set, use that to gain a little trust, a few more resources and a little more toleration for constraints, and then use that for a slightly bigger improvement, and carry on like that until you reach the optimum target.

discussion icon NUPP is open-source and published for free under a Creative Commons license.

discussion icon Share your opinion or ask questions on this LinkedIn page.

discussion icon Written by: Nader K. Rad

discussion icon The one-page version of NUPP, suitable for print or for making PDF files.